Как создать перспективную бизнес-модель и одновременно помочь правительству?
Разочарованный отсутствием заправочных станций Tesla на маршруте от Пекина до Гуанчжоу, 44-летний китайский бизнесмен Зонг Йи решил взять ситуацию в свои руки и построить первую в стране сеть на протяжении 5 700 км.
Весной этого года Зонг Йи стал одним из первых обладателей электрокара Tesla Model S в Китае. Получив авто в Пекине, новоиспеченный владелец сразу же столкнулся с проблемой: как добраться до дома, если электрокара хватает на 500 км, а станций подзарядки по пути нет?
Зонг живет в городе Гуанчжоу, то есть почти в 6 000 км от офиса Tesla. Будучи человеком предприимчивым, Зонг не стал дожидаться пока сеть станций Tesla разрастется сама.
Бизнесмен обратился к Ву Биксуан, исполнительному директору Tesla в Китае, с просьбой приобрести 20 станций. Также Зонг опубликовал пост в сети Sina Weibo, китайском аналоге Twitter, в котором призвал откликнуться владельцев отелей на маршруте со свободным местом под эти станции.
7 часов зарядки будет стоить отелю 30 юаней [DT: примерно $5]. Но если водитель захочет за это время перекусить или провести здесь ночь, то это станет отличной бизнес-моделью.
— рассуждает Зонг Йи
Его медиа-кампания в итоге собрала более 500 предложений от различных отелей. Зонгу пришлось тогда задать рамки: 4 звезды, бесплатная парковка и удобное расположение. После этого бизнесмен отобрал отели в 16 городах.
Причем бизнесмен не стал навязывать владельцам отелей свою схему работы. Зонг позволил им самостоятельно решить, брать ли с водителей оплату или предоставлять сервис бесплатно.
Фото: online.wsj.com
За все 20 станций предприниматель заплатил лично, из своего кармана. Также, Зонг оплатил и затраты на возведение конструкций и поставку оборудования. Стоимость всей сети, таким образом, вдвое превысила ценник на сам электрокар. Model S стоит в Китае 730 000 юаней, то есть больше $118 000.
Но не обошлось в сети Зонга без минусов. Его станции заправляют авто за 8 часов, в то время как новейшие Tesla Superchargers делают то же самое всего час. Но Зонг не унывает:
Если я смогу сделать дорогу от Пекина до Гуанчжоу успешной, то более смелым предпринимателям не составит труда войти в этот бизнес, предложив новое оборудование.
Правда, пока что нельзя сказать, что количество электрокаров на дорогах Китая растет стремительными темпами. Так, на сегодняшний день в поднебесной используются всего 70 000 авто. Впрочем, учитывая заинтересованность правительства страны в увеличении этого показателя, можно предположить, что вскоре ситуация будет меняться.
Так, согласно введенной государственной программе к 2020 году в Китае должно быть не менее 5 миллионов электрокаров. Стимулом к покупке подобного авто стали субсидии в размере $9 800.
Программа была введена в действие еще в 2010 году. Согласно ей, Китай должен стать мировым лидером по использованию электрокаров. Таким образом, правительство пытается частично решить проблему загрязнения воздуха.
Бизнесмен Зонг Йи, страдающий от астмы, надеется, что общими усилиями удастся значительно улучшить эту ситуацию.